http://www.horse-club.ru ГЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА Предыдущая http://www.horse-club.ru Следующая
http://www.horse-club.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ездоком, почти отвечающим полному смыслу этого слова, может быть назван тот, кто может:

1) отъездить на самой дурной лошади, которая бьет;

2) скакать на препятствия;

3) ехать на рысистом бегу;

4) скакать на гладкой скачке;

5) выездить и ездить на лошади высшей школы. Усидев на дурноезжей лошади иотъездив на ней, ездок

докажет, что он крепко сидит в седле и не трус. Если при этом ездок, предчувствуя приступ злости лошади, сумеет предупредить его и не даст лошади проявить упрямство, то докажет, что они понимаетезду.

Скачку с препятствиями я ставлю на втором месте, так как она требует от всадника, кроме крепости в седле и смелости, еще и знания езды, хотя и не особенно тонкого.

Рысистый бег относительно знания езды и способности соображения стоит на третьем месте. Если ездок не знает и не чувствует предельной скорости лошади, то бессознательным посылом онсобьетее. На бегу легче чувствовать предел скорости, чем наскачке.

Гладкую скачку я ставлю на четвертом месте. Чтобы походить на Арчера, Ватса, Каннона, Вебба, нужно обладать умением отдать себе отчет в ходе лошади. Умение это должно быть развито в такой степени, что уже представляет собой искусство. Не выделится из посредственности ездок, который не чувствует лошади, не знает меры ее быстроты. Такой ездок скоро и без толку заморит лошадь. Наибольшая быстрота скачки представляет 1 км в минуту. Можно представить себе, как трудно отдавать себе отчет в оттенках скорости — оттенки эти состоят из секунд.

Если бы на скачке приходилось только гнаться один за другим, то скакать мог бы всякий встречный. Но дело заключается в том, что на скачке надо уметь взять место, уметь повести лошадь с места и вести ее таким ходом, который ей по силам.

Если ездок сделать этого не в состоянии, то он не обладает ни талантом, ни искусством. Если лошадь тянет слишком сильно, то она попусту истощает силу в стремлении перетянуть повод. Поясница и задние конечности бесполезно напрягаются, зад устает, и лошадь не может проявить последнего усилия у столба. Если сразу лошадь распустить, то она почти с места встанет на предельную скорость и тоже устанет раньше времени. Надо обладать большим чутьем и умением, чтобы не впасть ни в ту, ни в другуюкрайность.

Высшую степень искусства езды представляет собой выездка лошади высшей школы. Надо обладать большим умением, тонкостью приемов, развитым в высшей степени чувством «чувствовать лошадь» и, ко всему этому, знанием лошади. Не зная лошади вообще, можно, выезжая, искалечить ее. Одного тонкого понимания воздействия шенкелей и поводьев недостаточно, необходимо еще и чувствовать шлюссом малейшие движения зада лошади. Только чутким шлюссом наездник может отдавать себе отчет в том, что делается в лошади, и мгновенно исправлять ошибку или награждать за послушание. В этом и заключается весь секрет выездки.

Скаковая лошадь переходит через руки тренера, жокея и других. В случае неудачи каждый из них может сваливать вину на другого. Наездник же работает лошадь один на один, и ему сваливать вину не на кого. Виновником успеха или неудачи является он один, и лошадь есть детище того, кто ее выезжал.

Комментарий специалиста

Джеймс Филлис требует от одного всадника почти невозможного. Можно попробовать себя во всех этих разнообразных отраслях «конской науки», но добиться успеха во всех сразу невозможно просто физически. За прошедшее время специфичность каждой так далеко развела их, накопила столько знаний и умений, что стало просто нереально объять необъятное. Причем отрасли эти сформировали свои кланы, поддерживающие традиции и часто с пренебрежением относящиеся к представителям другой отрасли. Занимающиеся скачками с презрением поглядывают на рысачников, наматывающих бесчисленное количество кругов на своих качалках, вместе они не жалуют спортсменов классической школы. Конкуристы и троеборцы поддразнивают занимающихся выездкой, а любители национальных игр с усмешкой кивают и на тех и на других. Но всех их объединяет одно — любовь к лошади, прекрасному творению природы и человека.

И только человек, прошедший через все школы, методики тренинга и воспитания лошади, может понять, что каждая школа прекрасна по-своему, по-своему мудра и исправно служит своим целям. А главная их цель — сохранить лучшее и дать продолжение всему тому, что создано многими поколениями мастеров своего дела.

ПРИБАВЛЕНИЕ

Однажды, когда я давал представление в Брюсселе, граф д'Утремон обратился ко мне с просьбой дать сеанс на моих лошадях в Королевском клубе, в котором он был председателем. Он выразил желание, чтобы во время сеанса я дал и устное объяснение: «Вы так незаметно пользуетесь помощниками (шенкелями и поводьями), что мы редко когда можем уловить ваши приемы. Мы видим только то, чего добиваетесь вы от лошади. Мы очень желали бы узнать, каким образом вы, делая так малоусилий, получаете так много. Объясните нам».

Сеанс состоялся в один из дней декабря 1890 года. На сеанс собрались все офицеры, состоявшие членами клуба. Работал я на моих лошадях не так, как в цирке. То я ставил лошадь правильно, соответственно тому, что я от нее требовал, то ставил ее неверно и разъяснял, к чему ведети до чего может довести данный неверныйпостав.

До каждого приема я давал его теоретическое изложение и подтверждал его демонстрацией.

По окончании сеанса офицеры 2-го полка Гидов просили меня через их командира майора Фивэ пройти с ними курс езды, применительно к требованиям строевой езды.

Я с удовольствием принял предложение. Каждый день от половины одиннадцатого до двенадцати часов манеж 2-го полка Гидов был отдан в мое распоряжение. Весь курс был распределен на 30 уроков. Одновременно я провел курс софицерами 1-го полка Гидов. Занятия в манеже ихполка проводились ежедневно от 9 до 11.30 часов утра.

Яустановил и провел в точности курс в следующей последовательности.

2-й полк Гидов Е. К. В. Бельгийского Короля, постепенный ход курса выездки под руководством г. Джеймса Филлиса.

I урок

Чтобы усмирить лошадь, надо прогонять ее несколько дней на корде направо и налево.

1) Работа поводом: сгибание челюсти, сначала на месте, затем на ходу (правой рукой брать мундштучные поводья на пять сантиметров от железа и держать высоко, чтобы поднять лошади перед; левой рукой подавать вперед морду лошади левым трензельным поводом, в противовес мундштучных).

Лишь только лошадьсдала, погладить ее и начать снова.

2) Приучать лошадьуступать правому илевому шенкелям.

II урок

1) Сгибание челюстей: пешком и под седлом.

2) Укороченная рысь: а) на левой диагонали, б) на правой диагонали.

Прибавить рыси.

3) Плечомвнутрь, на правуюи на левуюруку.

4) Обратные вольты (направо и налево назад).

III урок

1) Повторение второго урока.

2) Перемена руки по манежу: пройдя 3/4 пути, пойти в два следа (на обе руки).3) Плечом внутрь. Повторение того же движения на обе руки.

IV урок

1) Повторение третьегоурока.

2) Укороченная рысь и перемена руки по диагонали.

3) Поднимать вгалоп с правой и с левой ноги.

4) Работа повода.

V урок

1) Повторение четвертогоурока.

2) Галоппо диагонали.

3) Галоппо кругу.

4) Перемена руки при переходе врысь.

5) Работа повода.

VI урок

1) Боковые сгибания (поводья держать как при сгибании челюсти).

2) Галоппо диагонали.

3) Галоппо кругу с переменой руки.

4) Плечо внутрь.

5) Галоппо прямой с переменой руки.

6) Работа повода.

VII урок

1) Рысь: работа повода.

2) Спешиться: сгибание челюсти и боковые сгибания.

3) Сгибание на ходу.

4) Укороченная рысь: работа повода.

5) Галопиконтргалоп.6) Плечомвнутрь (боковые движения).

7) Принимание по барьеру.

8) Собирать лошадь на ходу.

VIII урок

Повторение седьмогоурока.

IX урок

1) Повторение седьмогоурока.

2) Темпистая рысьи продолжительный сбор.

3) Усиливать работу повода и ставить в повод строже.

X урок

1) То же, что и впредыдущем.

2) Собранная рысь и движение в два следа.

3) Налево и направо кругом.

XI урок

1) Повторение предыдущего.

2) Галопи контргалоп по прямой.

XII-XIV уроки

Повторение одиннадцатогоурока.

XV урок

1) Повторение предыдущего.

2) Увеличивать сбор и строже ставить в повод.

3) Плечомвнутрьпо кругу.

4) Плечом в поле.

5) Галоп.

XVI урок

1) Укороченная рысь. Работа повода.

2) Спешиться: сгибание мундштуком.

3) Сокращенная рысь плечом внутрь, плечомвполе, перемена рукивдва следа.

4) По кругу: те же упражнения.

5) Галопиконтргалоп.

6) Перемена руки на переходе врысь.

7) Постановка вполный повод.

XVII урок

1) Повторение предыдущего.

2) Строже работать повод.

3) Полуобороты на заду.

XVIII урок

Повторение предыдущего.

XIX урок

1) Рысь: работа повода.

2) Спешиться: сгибание мундштуком.

3) Сокращенная рысь. Плечом внутрь и вполе.

4) Полуобороты на переду.

5) Галоп, контргалоп.

6) Перемена руки на галопе: дойдя до противоположного барьера, перевод в шаг иподъем вгалоп с постановкой головы на каждую руку.

7) По прямой: галоп с правой ноги, несколько махов; шагом. Галоп с левой ноги. Повторить несколько раз то же самое.

8) По кругу: плечом внутрьи в поле.

9) Галоп: плечом внутрь (никогда галопом не принимать по стене, чтобы не приучать лошадь бочить).

10) Шагом: постановка вполный повод.

XX урок

1) Рысь: работа повода.

2) Спешиться: сгибание мундштуком.

3) Сокращенная рысь: плечом внутрь и в поле. Переход с одного направления в два следа на другое.

4) По кругу: то же движение.

5) Галоп, контргалоп, перемена руки на переходе врысь.

6) Постановка вполныйповод.

XXI урок

1) Сгибание мундштуком на ходу, голову поднять.

2) Собирать лошадь. Собранная рысь. Плечом внутрь и в поле.

3) Стой, равняйся. Назад равняйся, прямо. (Повторять несколько раз).

4) Сокращенная рысь, полувольты и плечом внутрь, кончать полувольты, в два следа.

5) Галоп и контргалоп по прямой; перемена руки на галопе, шагом, подходя к барьеру и перемена ноги.

6) Полувольты на галопе, перемена ноги.

7) Плечомвнутрь. Галоп на обе руки.

8) По кругу: контр галоп.

9) Шагом: постановка вполный повод.

XXII урок

1) Повторение вчерашнего урока.

2) Галоп. Дубле по большому следу, обратные вольты на той же ноге. Перемена ног.

3) Плечом внутрь навольтах по обе руки.

4) Шагом.

5) Галопс правой ноги. Галоп с левой, по три темпа накаждую ногу.

6) Постановка вполный повод.

7) Подготовка к пассажу.

XXIII урок

1) Повторение вчерашнего.

2) Окончательная постановка вповод.

3) Подготовка к пассажу.

XXIV урок

1) Повторение двадцать второго урока.

2) Ежедневно усиливать сбор для пассажа.

XXV урок

1) Повторение двадцать второго урока.

2) Постановка всамый полный повод при конце.

XXVI-XXX уроки

1) Повторение двадцать второго урока. Все большая и большая постановка в повод.

2) Пассаж: несколько шагов. Приласкать, начать снова.

Брюссель, 5 января 1891 года

Командир адъютант-майор Ф. де Хазе.

Прилагаемое письмо, за которое приношу сердечную благодарность подписавшим его лицам, свидетельствует о том, что результаты оказались отличные.«Дорогой господин Филлис!

Вы выпускаете новое издание Вашей книги («Основы выездки») как раз в то время, когда мы считаем долгом засвидетельствовать Вам наше восторженное удивление перед принципами выездки, которым Вы нас научили. Благодаря Вам мы приобрели умение соединить в одно разумную энергию и терпение. Нам не приходится больше горячиться, прибегать к неуместным наказаниям, которые таквредят успеху.

Усвоив Вашу методу и руководствуясь вашими указаниями, нам удалось за тридцать уроков поставить правильно самых разнохарактерных лошадей, не испортив ни одной из них.

Теперь мы сознаем, что основы выездки, которых мы до сего времени придерживались, далеко не давали таких быстрых и верных результатов. К выражениям восторга, который вы везде к себе возбуждаете, присоединяем и мынашу дань похвалы.

Командир адъютант-майор

Ф. де Хазе.

Командир капитан'

Ламбер.

Командир

Фиве.

Поручики

Хери, П. Биурж, Ле Гран,

Г. Гейдело, Ф. Док, граф Жан де Мерод,

М. д'Эспелъ, Р. Пик, Ванлокер.

Капитаны

де Форманди, М. Леклерк, Биа».

В Бельгии никто никогда не упрекал меня за то, что я показывал выездку моих лошадей в цирке.

Там считают, что единственное место, где нужно показывать езду, — это цирк и что наезднику так же уместно проявлять свое искусство в цирке, как певцу петь в опере, академику, нарядившись в зеленое, бормотать речь под куполом института. В Брюсселе от наездника требуют только, чтобы он хорошо знал то, чему он намерен учить. Кавалерийским офицерам, кроме основательного знания езды, приходится так много работать по разным другим отраслям военного дела, что времени для изучения езды в ее высшем развитии им остается слишком мало. Необходимость специализации обучения строевой езде становится очевидной.

Мне кажется, этими словами я передаю мысли офицеров бельгийской кавалерии, с которыми мне выпала честь общаться.

(От издателя. В начале 1898 года несколько любителей господ офицеров Кавалергардского Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка пригласили Джеймса Филлиса дать им 30 уроков строевой езды ежедневно от 5 до 6 часов вечера. В этой смене имел удовольствие ездить и я. Лошадидобились поразительныхуспехов.)

Комментарий специалиста

Представленное руководство не требует объяснений и приглашает к действию каждого, кто хоть раз пробовал работать лошадь, а не просто кататься на ней, как пассажир, за хвостом головного в смене по манежу или в поле. Наверное, поэтому книга эта всегда вызывала огромный интерес, но была сложна для восприятия в силу устаревшего языка и стиля, сложности и своеобразия лексики и использования иностранного языка. Пусть это издание, адаптированное и дополненное, поможет вам ввашей работе и просто доставит удовольствие.

Удачи Вам!

http://www.horse-club.ru ГЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА Предыдущая http://www.horse-club.ru Следующая