http://www.horse-club.ru ГЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА Предыдущая http://www.horse-club.ru Следующая
http://www.horse-club.ru

Глава XIX
ГАЛОП НА МЕСТЕ И СПЕРЕДИ НАЗАД

Это тот же галоп, но укороченный до последней степени. Лошадь, идя им, совсем не подается вперед. Если лошадь держится на галопе, не сходя с места, то момент, когда она пойдет галопом спереди назад, не за горами.

Галоп спереди назад (для краткости буду называть его «галоп назад») представляет собой совершенно правильный аллюр, и каждый мах его, как и мах галопа при полном сборе, разлагается на четыре темпа.

Из всех манежных мотивов это самый трудный и сложный. Я советую пробовать его в самом конце выездки, и только с выдающимися лошадьми.

Чтобы быть в состоянии держаться в сборе, доведенном до последней степени, лошадь должна быть одарена из ряда вон выходящей силой поясницы и скакательных суставов. Достигнутьже исполнения этого движения без такого сбора невозможно.

Чистокровный Гант от Gantetel и M-elle de la Romanerie ходил галопом назад шутя и, обойдя им кругом манежа, даже оставался свежим, как ни вчемне бывало.

Боше не умел или не мог описать галопа назад. В 14-м* издании сочинения о методе выездки на 155-й странице он говорит так: «Темп галопа назад таков же, как и галопа обыкновенного, но с той разницей, что передние ноги, поднявшись вверх, вместо того, чтобы забирать вперед, подаются назад для того, чтобы зад (arriere main) имел возможность, лишь только передние ноги встанут на землю, выполнять то же отступательное движение». Надо полагать, он так и исполнял.

Как мог Боше, высказав, что галоп назад исполняется, как и галоп вперед, описать его таким образом? Несомненно, что галоп назад — такой же галоп, как и галоп при полном сборе, но именно потому и нельзя назвать галопом та-кой аллюр, на котором зад забирает пространство спереди назад тогда, когда перед становится на землю.

Какой это аллюр, при котором как обе передние, так и обе задние ноги становятся на землю вместе? Как же при этом может выйти галоп?

Не надо быть великим наездником, чтобы понять, что Боше говорит не о галопе, а о каком-то аллюре в два темпа, из которых один отбивается передом, а другой задом. Речь, очевидно, идет не о галопе, а о каком-то подскакивании лошади передом и задом спереди назад. Галоп тогда только галоп, когда одна передняя нога лошади становится на землю после другой передней, одна задняя — после другой задней; когда задняя нога становится на землю в то же время, как и противоположная передняя. (Левая диагональ, когда лошадь идет справа, и правая, когда она идетс левой ноги.)

Термин «галоп спереди назад» принят нами от Боше, но аллюра, соответствующего ему, он не знал. Это видно еще и из того, что, говоря об этом галопе, он нигде не упоминает, на какой ноге идетилидолжна идти лошадь.

Ганта я выездил галопом назад только с правой ноги.

Выезжал я его для дамы, а у дамы только одна шпора на левой ноге, и держать лошадь она может только с левой стороны.

Мне удавалось выездить галопом назад нескольких лошадей, и они ходили подо мной и с правой, и с левой ноги. Чистокровный Жерминаль от Флавио и Паскали (выезжал я его для себя) ходит галопом назад на обе ноги.

Мне первому принадлежит честь добиться этого галопа. Ездок, ведя лошадь галопом назад, должен быть всегда в состоянии сказать и доказать, на какой ноге она его исполняет. Галоп назад с левой ноги должен идти так, как и галоп вперед в три темпа. (Известно, что на самом деле он идет в четыре темпа.) Именно: 1-й — задняя правая, 2-й — правая диагональ, 3-й — левая передняя нога. Вся трудность заключается в том, чтобы как передняя, так и задняя ноги не становились на землю в одной вертикальной плоскости. Необходимо, чтобы правая задняя нога становилась немного сзади левой так, чтобы расстояние между ними спереди назад оставалось почти таким же, как и при галопе вперед. Я говорю «почти» потому, что махи короче, поэтому и расстояние будет меньше. Считаю лишним говорить, что и правая передняя нога должна тоже, как и на галопе вперед, становиться сзади левой.

Мы видели раньше, что на земле мах галопа отбивается лошадью в три темпа: задняя нога, диагональ и передняя нога. Полевой галоп идет безусловно этими тремя темпами, но мах галопа скакового, на месте иназад (крайности) разлагается на четыре темпа.

Например, на галопе с левой ноги обе конечности диагонали становятся на землю не в одно время, а в следующей последовательности: правая задняя нога, левая задняя, правая передняя и левая передняя. На скаковом галопе темпы эти очень явственны, но так как они сменяют один другой очень быстро, то подметить их очень трудно. На галопе на месте, особенно на галопе назад, они почти ускользают от глаза, так как ноги лошади едва касаются земли и едва поднимаются вверх на несколько сантиметров. Уловить эти темпы возможно только при помощи точных инструментов или моментальной фотографии. Так или иначе, но факт налицо: как на скаковом галопе, так и на галопе на месте и назад посыл каждого маха слагается из четырех последовательных темпов.

Надо заметить, на что я и прошу обратить особое внимание, что на галопе на месте и назад диагональ работает как и на обыкновенном галопе, но с той разницей, что задняя нога, хотя почти и незаметно, но действительно становится на землю раньше соответствующей передней. Подготавливая лошадь к галопу на месте, я ежедневно укорачиваю обыкновенный галоп. Укорачиваю я посылом, то есть все сильнее и сильнее я подаю шенкелями лошадь на повод. При этом лошадь нужно доводить до полного сбора, поэтому повод должен быть выработан до величайшей тонкости.

Усиливая ежедневно приемы сокращения галопа, я дохожу до галопа на месте, но галопа в посыле, а не на заду. На галопе на заду держать лошадь в поводу невозможно. Она кончит тем, что встанет за повод и начнетпятиться.

Теперь нужно довести лошадь до возможности идти галопом назад. Когда я чувствую, что лошадь отбивает галоп на месте так легко и свободно, что воздействие повода является лишним, я пытаюсь шенкелями и шлюссом (но отнюдь не поводом) подать ее назад на один или два сантиметра. Для воздействия шенкелей и шлюсса я ловлю тот момент, когда под напором посыла лошадь висит в воздухе. Назад я подаю не корпус, а только шлюсс, для чего, чтобы вполне опуститься на ягодицы, почти совсем бросаю стремена. Это тот же момент между последним темпом одного и первым другого маха, на котором меняется нога при перемене ног. Момент этот едва уловим, лошадь висит в воздухе и с ней можно сделать все. Столкнуть ее можно даже дуновением.

Подвижность лошади в этом положении (за отсутствием упора) так велика, что одной подачи наездника в седле назад достаточно, чтобы подалась назад и лошадь. Как бы ни была ничтожна подача, ее для начала достаточно.

Усиливая ежедневно указанные воздействия, ездок доведет лошадь до исполнения галопа назад в таком виде, как я его описал. Если натягивать поводья с целью подавать лошадь на зад, то задние ноги отойдут назад, привлекут на себя тяжесть и он потеряет подвижность. Зад лошади между тем должен обладать полной подвижностью, чтобы иметь возможность, двигаясь спереди назад, забирать возможно больше пространства. Достигнуть такой подвижности зада можно только при условии, чтобы задние конечности постоянно держались под центром тяжести.

Комментарий специалиста

Высшая ступень выездки — галоп назад. Вот где в максимальной степени открывается талант великого наездника. Анализируя и понимая каждое движение лошади, он виртуозно владеет каждым мускулом своего собственного тела, но при этом делает все это осмысленно, что доступно только великим мастерам своего дела.

Каждый может дышать, но проанализировать, какое движение выполняет при этом его организм, доступно не каждому. Так и великий мастер отличается от просто талантливого умением проанализировать ситуацию и объяснить причины и последствия ее.

Глава XX
НОВЫЕ МАНЕЖНЫЕ МОТИВЫ

Я создал несколько новых манежных мотивов. Ограничусь их перечислением. Они исполняются теми же приемами и зиждутся на основах, которые мы раньше изучали в этой книге.

1. Новый испанский шаг.

Лошадь делает один шаг вперед и один назад. Например: левая нога вытянулась и сделала шаг вперед, затем правая выносится и вытягивается тоже вперед, но, опускаясь, делаетшаг назад. Левой диагональю лошадь подается вперед, а правой назад. На этом движении я веду лошадь сколько мне вздумается. Диагонали меняю. Тогда правая нога выносится и вытягивается, а левая, вынесясь и вытянувшись, ступает на шаг назад. Правая диагональ подает лошадь вперед, а леваяосаживает ее. Менять диагональможно сколькоугодно.

  1. Серпантин на пассаже.
    Это тотже серпантин, что и на рыси, но гораздо более трудный.
  2. Галопна трехногах с правой и с левой ноги.
  3. Галопна трехногах, вдва следа, тоже собеих ног.
  4. Вольты и пируэты на галопе на трехногах, на обе ноги.
  5. Испанская рысьвдва темпа на каждуюногу.

До меня испанской рысью наездники ездили только одним темпом на каждую ногу. На моей испанской рыси в два темпа лошадь исполняет два темпа на правой ноге, держа в воздухе и вытянутую левую, а затем и тотчас же два темпа на левой ноге, а в воздухе держит правую.

Естественно, что на втором темпе лошадь забирает вперед меньше, чем на первом. Упражнение это можно продолжать столько времени, сколько захочется.

7. На испанской рыси в два темпа, то есть подразумеваю вынос ноги — правая, левая; правая, правая; левая, правая; левая, левая, — я провожу лошадь раз или два кругом манежа.

Смею заявить, что этот мотив — наиболее сложный и наиболее трудный из всех, которых достигала выездка лошади и езда.

8. Галопна месте и назад на трехногах.

Самое трудное при исполнении этого мотива заключается в том, что нужно поддерживать посылом вытянутую вперед переднюю ногу в то время, когда лошадь остальными тремя ногами двигается в обратную сторону. Считаю лишним и скучным повторять приемы, которые нужно применять при исполнении этих мотивов. Все они уже описаны выше, и если читатель внимательно прочел эту книгу, то он их понял и помнит.

Комментарий специалиста

Предложенные Джеймсом Филлисом новые мотивы выездки не нашли широкого распространения, описание их является достоянием автора этой книги, и исполнение тоже.

Искусство выездки за это столетие пережило множество изменений, иногда трудно сказать, в лучшую или худшую сторону. Ряд мотивов был утерян в силу их сложности и неестественности для организма лошади.

Дрессура в цирке значительно отличается по своим принципам от высшей школы верховой езды, и элементы, которых добиваются при дрессировке, ни в коей мере нельзя считать выездкой. Своеобразную нишу между выездкой и ездой занимают группы каскадеров, выполняющие ряд зрелищных элементов в своих показательных выступлениях, но, как правило, это испанский шаг и испанская рысь, а далеконе галоп на месте илиосаживание на пассаже.

http://www.horse-club.ru ГЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА Предыдущая http://www.horse-club.ru Следующая