http://www.horse-club.ru ГЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА Предыдущая http://www.horse-club.ru Следующая
http://www.horse-club.ru

Глава XIV РАЗНИЦА МЕЖДУ ПАССАЖЕМ И ИСПАНСКОЙ РЫСЬЮ

Многие, даже хорошие, ездоки признают пассаж и испанскую рысь за одно и то же.

На пассаже лошадь сгибает колени и бабки, а на испанской рыси она выносит их вперед и держит вытянутыми.

Чем меньше лошадь подвигается вперед, тем выше она поднимает ноги, следовательно, тем дольше она держится на пассаже и тем лучше он выходит. На испанской рыси, напротив, лошадь должна забирать вперед как можно больше, идти высоко, протяжно, не торопясь (на скором ходу передние ноги не будут иметь времени для полной выдержки выноса).

Существует еще вид рыси, называемой «пловец» («nа-geur»), на которой лошадь, идя полным ходом, должна выдерживать на выносе передние ноги. Очевидно, вследствие быстроты хода вынос и выдержка ног не могут быть так отчетливы, как на испанской рыси.

Я не признаю этой рыси мотивом высшей езды. По-моему, вполне достаточно развить в лошади природный вынос ноги из плеча и мах.

Комментарий специалиста

Разница между пассажем и испанской рысью в современном понимании очевидна. На испанской рыси нога лошади выносится совершенно прямой и на максимальной высоте на мгновение задерживает ход.

Рысь, называемая в этой главе «пловец», относится к одной из разновидностей движения прибавленной рыси, когда лошадь максимально выбрасывает конечности вперед, словно пловец, захватывая таким образом как можно больше пространства. Возникающая при этом фаза зависания — настильна. Она удлиняет шаг лошади, а не поднимает его вверх, как на испанской рыси или пассаже.

Глава XV
СЕРПАНТИН НА РЫСИ

Лошадь, идя собранной рысью, делает в два следа по четыре шага вбок, последовательно то вправо, то влево.

Бедра не должны обгонять плеч, поэтому передом лошадь должна постоянно забирать вперед больше, чем задом.

На первый взгляд этот мотив кажется простым, но выполнять его отчетливо очень трудно. Нетрудно понять, что времени для того, чтобы на четырех ногах переставлять лошадь с одной диагонали на другую мягко и плавно, слишком мало. Лошадь должна делать в каждую сторону ровно по четыре шага. В этом и заключается чистота исполнения серпантина и вместе с тем его трудность. Смысл этого мотива пропадает, если лошадьделаетвбок то по три, то по пять шагов.

Комментарий специалиста

Серпантин на рыси в два следа по своему рисунку движения на манеже напоминает принимание на рыси, но при этом конечности не выполняют перекрестное движение, а корпус лошади равномерно подается поддействием шенкелей вправо иливлево.

Четное количество темпов обусловлено тем, что начать движение в противоположную сторону возможно только с обратной ноги, чтобы избежать перекрещивания конечностей, как на приниманиях.

Глава XVI
ГАЛОП НА ТРЕХНОГАХ

При галопе, положим, направо лошадь все время держит на весу правую переднюю ногу. Исполняя этот мотив, первые три маха лошадь идет как на собранном галопе (галоп в четыре темпа), а четвертый отбивает в воздухе.

Только немногие лошади могут идти блестящим образом галопом на трех ногах. Большинство лошадей может подняться на трех ногах, вытянув четвертую, но исполнить репризу до конца, не опустив ни разу вытянутой ноги, в состоянии только очень энергичная лошадь. А в этом и заключается и блеск и интересность мотива.

Читатель помнит, что лошадь уже умеет вытягивать ноги, следовательно, отчасти подготовлена. Несмотря на это, дать ей понять и заставить исполнять новые для нее упражнения очень трудно. Пока что лошадь умеет только вытягивать и ставить поочередно каждую ногу. Теперь ей нужно вытянуть одну ногу и держать ее в воздухе.

Галоп на трех ногах, как я сказал выше, идет в четыре темпа, из которых на земле отбиваются лошадью только три: первый — левой задней, второй — правой задней и третий — левой передней ногой. Четвертый темп выдерживает в воздухе правая передняя, вытянутая во весьвынос нога (еслипредположить, что лошадьидет галопом с правой ноги).

Начинать с лошадью галоп на трех ногах можно только тогда, когда она совершенно выезжена и безусловно покорна.

Положим, приступаю к галопу с правой ноги. Лошадь усвоила себе отдельно два приема: идти галопом справа и вытягивать правую переднюю ногу. Располагая этими приемами, я должен, комбинируя их, вывести галоп на трех ногах. При обоих приемах главным помощником служит левый шенкель.

С точки зрения теории может показаться, что, нажав левый шенкель, повести лошадь галопом на трех ногах легко. На деле это не так просто. Сколько ни давать лошади, идущей галопом справа, левый шенкель, ногу она не вытянет, а или забочит, или бросится вправо. Поднимать ногу лошадь надо заставлять в момент остановки галопа. При первой удаче необходимо погладить и на несколько минут приостановить обучение. Затем начинать снова. Когда лошадьначала вытягивать ногу на остановках, остановки надо делать все чаще и короче.

На коротких полуодержках (полуостановках) посыл не прекращается, поэтому лошадь, готовясь к подъему ноги на остановке, не выдержит полуодержки, вынесет ногу раньше и таким образом сделает мах. Остановите, погладьте лошадьи прекратите урок.

Два отдельных приема начинают сливаться в один, но этого еще не достаточно. Когда лошадь повинуется свободно и легко, требуется, чтобы она вытягивала ногу не на полуодержке, а лишь только вы задержите аллюр и поднимете ей перед. Наездник должен обходиться с лошадью очень осторожно и долго довольствоваться двумя-тремя махами галопа. На этих махах лошадь должна хорошо и стойко держать вытянутую ногу. Для лошади нужно много энергии, чтобы выдерживать в воздухе ногу. Возбуждать ее энергию должен наездник. Очевидно, что сам ондолжен быть очень энергичен.

Левый шенкель не только должен держать в воздухе правую переднюю ногу лошади, но и, подавая вместе с правым поводом ее зад под центр, поддерживать и галоп. Словом, выдержите лошадь обоими сильными шенкелями и в то же время игрой левой шпоры не дайте ей опустить правую переднюю ногу. Кроме того, обоими шенкелями надо еще и не давать лошади бочить вправо. Если тем не менее лошадь занесла зад, то надо ее немедленно остановить, выправить и начать снова. (Когда лошадь бочит, то прекращается посыл, а без посыла ее можно заставить делать что-либо одно: или идти галопом, или поднимать ногу.) Итак, лошадь надо вести очень верно.

Все время лошади надо давать поддержку левым трензелем для того, чтобы ей легче было держать в воздухе правую ногу.

Галопом на трех ногах можно вести лошадь направо и налево.

Не приходилось мне ни слышать, ни видеть, ни читать, чтобы кто-либо, кроме меня, выполнял этот мотив.

Комментарий специалиста

Галоп на трех ногах тоже относится к числу элементов, распространенных очень ограниченно в национальных школах верховой езды. Он требует большой чуткости всадника и хороших природных данных от лошади. В современной выездке его не используют, и нет необходимости обучать этому лошадь.

Глава XVII
ОСАЖИВАНИЕ НА ПАССАЖЕ

Этот мотив очень труден. Он требует, чтобы лошадь, осаживая и сохраняя высоту и размер выноса каждой диагонали, поднимала задние ноги так же высоко и отчетливо, как на пассаже вперед. Лошади при всяком осаживании всегда трудно высоко поднимать задние конечности. Браться за исполнение таких трудных упражнений, как осаживание пассажем, можно только будучи вполне уверенным в себе. Часто, сам того не замечая, наездник слишком сильно действует на перед, отчего, обременяя зад лошади, не даетему возможности работать им вверх.

Подавать лошадьназад надо, следовательно, не поводом, а, как я говорил раньше, шлюссом.

Переводить лошадь с пассажа вперед на пассаж назад надо через пиаффе, высокое и медленное (тот же пассаж, но на месте). Не следует предполагать, что с пассажа вперед можно прямо и легко добиться пассажа назад. Пробовать осадить пассажем, и то на несколько сантиметров, можно только тогда, когда лошадь безукоризненно пиаффирует на месте. Я работаю лошадь на пассаже назад следующим образом: собираю лошадь, усиливая шенкеля все круче и круче. (Собираю не поводом, а исключительно шенкелями.) С каждым выносом диагонали все глубже и глубже опускаюсь в седло. Раз лошадь поставлена в полный сбор, она стоит в таком неустойчивом равновесии (до такой степени оно полно), что малейшего перемещения тела всадника достаточно, чтобы сдвинуть ее куда угодно.

Хотя на этот прием нужно затратить много времени и применять его трудно, но только с помощью его одного и можно достигнуть успеха.

Комментарий специалиста

Сочетание осаживания и пиаффе — очень трудный элемент. При выполнении обоих этих движений с большим трудом удается сохранять энергичную и высокую работу задних конечностей лошади. Смещая центр тяжести лошади назад, всадник загружает поясницу и круп, тем самым мешая движению на месте. Нужно иметь недюжинные способности, чтобы чувствовать грань между моментом, когда свобода задней ноги лошади будет ограничена, но не настолько, чтобы не иметь возможности сместить ее назад, сохранив при этом высокий ход.

Глава XVIII БАЛЛОТЭ-ПИАФФЕ

Правые передняя и задняя ноги должны подниматься вверх и опускаться на место, а ноги левой стороны должны опускаться на место, сделав предварительно по одному такту вперед и назад. Отбивать такты вперед и назад лошадьдолжна не только конечностями левой стороны, но и бедром, и плечом, правая же сторона должна только правильно пиаффировать на месте, не участвуя вдвижении левой.

Боше превосходно исполнял баллотэ-пиаффе на Stades. Я выучил этому мотиву четырех лошадей, которые соответственно их энергии исполняли его более или менее блестяще.

Трудно изложить, как надо работать, чтобы обучить лошадь баллотэ-пиаффе. Однако попытаюсь.

Прежде всего надо сказать, что усвоить этот мотив может только лошадь, которая пиаффирует высоко и медленно. На этом аллюре лошадь так неустойчива, что малейшим нажатием повода можно подать назад и малейшим прикосновением шпорывыдать вперед какой-либо из ее членов.

Поставить и держать лошадь на пиаффе. Поддать и подставить левую заднюю ногу под центр шенкелями. Под давлением шенкелей в момент, когда правая диагональ встала на землю, левая передняя нога, вынесшись вверх в то время, когда левая задняя вступила на землю, держится в воздухе, согнувшись в колене. Эту (левую переднюю) ногу тотчас же из такого положения подать назад поводом и поставить сзади правой, то есть левая диагональ встанет на землю, причем левая задняя нога находится в воздухе, а правая пиаффирует. На движении вперед левая задняя нога встает перед правой (фигура 1), а на движении назад левая передняя встает сзади правой. Если мне удалось объяснить ясно, то читатель поймет, что, несмотря на ход движения сзади вперед и обратно, это пиаффе выполняется диагонально, как и обыкновенное пиаффе.

Каждый повод и каждый шенкель должны сменять друг друга так быстро, что указать момент, когда наездник должен прибегнуть ккаждому изних, невозможно.

Тут во всем блеске является высшее дарование ездока — его чувство «чувствовать лошадь» (tact equestre). Прибавлю только: чтобы вызвать движение вперед задней ноги и поддержать в воздухе левую переднюю, я усиливаю правую шпору, а чтобы не дать левой задней ноге под напором правого шенкеля податься влево, я сильно работаю левым.

Для движения назад оба повода должны быть натянуты, но левый повод работает сильнее в момент, когда левая передняя нога подается назад.

Все время ездок должен работать шенкелями, даже шпорами, очень тонко левым поводом и почти не трогать правым.

Комментарий специалиста

Баллотэ-пиаффе напоминает раскачивание лошади вперед-назад с последующим возвращением в исходную точку. Чуткость всадника и его хорошая быстрая реакция на каждое движение лошади, на любое напряжение мускулов помогают выполнить этот элемент высшей школы верховой езды. Из-за своей сложности он не используется современными всадниками и в других видах выездки и дрессуры встречается очень редко.

http://www.horse-club.ru ГЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА Предыдущая http://www.horse-club.ru Следующая