http://www.horse-club.ru ГЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА Предыдущая http://www.horse-club.ru Следующая
http://www.horse-club.ru

Глава XIX
ВОЛЬТЫ И ПОЛУВОЛЬТЫ НА ГАЛОПЕ

Когда лошадь свободно идет на галопе, я начинаю описывать большие круги, то есть вольты, так как по большому кругу ее вести легче, чем по малому. Редкая лошадь, идя галопом по кругу, не откидывает зада изкруга или вкруг. В первом случаесправиться с ней легче, чем во втором.

Положим, лошадь идет с правой ноги и нужно идти по кругу направо: беру в оба шенкеля, обе руки ставлю вправо и вперед (вправо — чтобы отвести лошадь от барьера; вперед — чтобы не задерживать мах); правым трензельным поводом натягиваю вправо, а левым, который налегает на шею, направляю плечи вправо на круг. Я уже говорил, что всякую новую работу я начинаю трензелем. Трензель — это орудие направления; мундштук — орудие для взятия на повод. По мере того, как лошадь поддается указанию трензеля, мундштук предъявляется все более и более для того, чтобы достигнуть полной сдачи лошадью повода. Во все время езды идет совместное воздействие мундштука и трензеля. Левый трензельный повод, кроме того, помогает левому шенкелю вести лошадь прямо и удерживать ее бедра. Если лошадь закинула зад влево, то обоими шенкелями сильнее посылаю ее вперед, но левый шенкель нажимаю туже. При этом выходит, что левый шенкель удерживает лошадь на правой задней ноге, а правый посылаетвсюлошадьвперед, поддерживает ее зад откруга и ведетего по линии плеч.

Выше я говорил, что, когда лошадь идет галопом справа, то легче с нею справиться, чем когда она начинает заносить зад влево, то есть из круга. В этом случае лошадь валится на левый шенкель, и я могу смело дать ей шпору. Шпора не только поставит ее зад вправо, но и поддержит лошадь на правой ноге. Когда лошадь закидывает зад в круг, мне приходится нажимать правый шенкель и в случае нужды даже прибегать к шпоре, но этим я рискую расстроить галоп. Лошадь может закрестить задом. Когда лошадь заносит зад в круг, она вместе с тем ставит себя и за повод, чем еще больше осложняется дело. Если на первых порах водить лошадь галопом по большому кругу, то все, сказанное выше, случается довольно редко. По мере успехов лошади надо постепенно уменьшать круги, но и на малых все-таки надо вести ее верно, то есть по прямой.

Когда лошадь утвердилась на вольтах, я немедленно начинаю с нею полувольты (от издателя: по-строевому направо и налево назад). Полувольт на галопе — такое трудное манежное упражнение, что его безупречное исполнение мне приходилось видеть очень редко. Если полувольт выполнен неотчетливо, то он ничего не стоит. Лошадь, держась на галопе верно и в поводу, должна отойти от барьера, как на вольте, сделать три маха по полукругу и подходить к стене, идя галопом, но уже в два следа.

Чтобы повести лошадь на галопе справа в два следа, надо мягким правым трензельным поводом ее голову и шею поставить вправо; левым трензельным поводом, налегая на шею слева вправо, направлять ее плечи вправо; левым шенкелем посылать зад вправо, а правым поддерживать лошадь в поводу и подавать ее вперед, так как, имея постановление, она должна тем не менее подвигаться вперед. Подойдя к стене, которая окажется справа, надо остановить лошадь, поставить ее верно по стене, на шагу взять на повод и поднять в галоп слева, на этой ноге проделать опять полувольт, но налево. При правильном исполнении к стене надо подходить плечами.

Когда лошадь хорошо исполняет полувольт, я, подойдя к стене, иду еще несколько махов уже по стене, не меняя ноги, то есть начав полувольт справа (стена у меня слева), делаю его направо и, подойдя к стене, продолжаю еще три маха галопом на той же ноге (контргалоп). По мере того, как лошадь становится все легче и приемистее, я постепенно увеличиваю число махов контргалопа. Это самый простой способ приучить лошадь на галопе справа идти налево, и наоборот. Упражнение это необходимо как подготовка лошади к перемене ноги. Когда лошадь в состоянии отчетливо обойти контргалопом кругом манежа, надо, держась по барьеру, часто поднимать ее в галоп, попеременно то с правой, то с левой ноги.

Комментарий специалиста

Если вы начали работу лошади на галопе, используя угол манежа, и позднее перешли к работе на прямой, вы уже имеете определенный опыт в ведении лошади на начальном этапе вольта. Поддерживая положение ног и смещая центр тяжести в нужном направлении, вы начинаете движение по кругу; мягко отзывая поводом лошадь внутрь круга, постепенно уменьшаете радиус. Выполняя это упражнение, не следует спешить. Резкий переход к малому радиусу валит лошадь в центр круга и годен только в случае, если ваша лошадь унослива и вы стараетесь остановить ее. При некорректной работе на вольте вы даете огромную нагрузку на мышцы плечевого пояса; чем меньше радиус — тем больше вероятность плечевой хромоты после работы.

Глава XX ПЕРЕМЕНА НОГИ

Когда лошадь стойко и верно идет галопом справа и слева, настает время приучать ее переходить на ходу из галопа с одной ноги на галоп с другой, то есть менять ногу. Перемена ноги относится к обыкновенной езде, так как к этому приему приходится прибегать и на прогулке, и на охоте.

Возьмем для примера, что вы идете галопом с левой ноги. Вдруг неожиданно представляется необходимость повернутьнаправо не задерживая хода.

Если этот поворот сделать на том же галопе слева, то можно уронить лошадь, так как ее левая передняя нога, заносясь через правую, может за нее зацепиться.

Лошадь упала, но виновата не она, а всадник, хотя обыкновенно достается лошади. Чтобы этого не случилось, надо еще до поворота перевести лошадь на галоп справа. Тогда лошадь, будучи поставлена вправо, занесет вперед правую переднюю ногу и поворот сделает легко и благополучно. Может случиться, что лошадь не упадет, но это только «может» случиться. В рассматриваемом случае лошадь падает оттого, что ей неожиданно приходится становиться из положения, в котором она идет галопом слева, в положение галопа справа. При высшей езде такой поворот не представляет ничего трудного, надо только, увеличив радиус поворота, оттенить галоп, подведя сильнее зад правым шенкелем. Легче, впрочем, прямо переменить ногу. Относительно перемены направления на галопе я предлагаю три совета: 1) возможно больше расширить круг поворота; 2) на повороте всегда замедлять мах; 3) если всадник не уверен, что лошадь переменит ногу, а это тем труднее, чем живее темп, то лучше перевести лошадь в рысь, на рыси повернуть и затем поднять опять галопом.

Раньше, чем начать приучать лошадь менять ногу, надо ее тщательно подготовить, а подготовку эту надо вести очень внимательно. Заранее указать, особенно в книге, в какой период выездки можно считать лошадь подготовленной, невозможно. Вообще, приступать к перемене ноги можно только тогда, когда лошадь на всех аллюрах исполняет все предшествовавшие упражнения смело, ловко, отчетливо, когда она уравновешена, послушна и внимательна к шенкелю и держит повод.

Итак, пока мы довели лошадь до возможности смело подниматься и идти галопом на внутренней и наружной ногах. Приступим к изложению перемены ноги. Напоминаю: каждое новоеупражнение я начинаю в концеурока.

Иду вправо. Поднимаю лошадь в галоп с правой ноги. Пройдя несколько махов, останавливаю и, не меняя направления, поднимаю ее в галоп с левой. Все время твердо держу лошадь по прямой. В продолжение репризы часто поднимаю то на одну, то на другую ногу и продолжаю репризу до тех пор, пока лошадь, держась все время в поводу, при малейшем указании шенкеля не начнет подниматься верно и смело, не будет торопиться и бочить. Чтобы быть уверенным в том, что лошадь не бочит, надо, хотя это и трудно, но необходимо, проделывать с ней подъемы в галоп не около барьера, а на расстоянии от него по крайней мере одного метра. Не так трудно поднять в галоп, как вести лошадь более или менее далеко от барьера. Лошадь не будет надеяться на барьер. Всаднику нельзя будет ослабить внимание, а сосредоточивать его на том, чтобы твердо и верно вести лошадь по прямой. Когда лошадь не бочит, поднимаясь в галоп, то надо приучать ее переменять ногу, сначала идя по барьеру. До тех пор, пока лошадь не утвердилась в перемене ноги, идя по барьеру, не следует менять ногу вдали от него. Лошадь должна, лишь только она поставлена, при малейшем прикосновении шенкеля подниматься в галоп на ту или на другую ногу. Чтобы вызвать лошадь на какое-нибудь движение, надо сначала поставить ее и затем пустить (оживить). Ставить шенкелями и поводьями, пускать шенкелями.

Когда лошадьвыполняет все сказанное, я приступаю к перемене ноги.

Иду галопом справа до тех пор, пока лошадь совершенно обойдется, мягко перевожу ее в шаг, веду шагом две-три минуты, поднимаю в галоп с левой ноги и иду опять до тех пор, пока она обойдется на этой ноге, и опять перевожу в шаг на несколько минут. Повторяю репризы столько раз, сколько по делу окажется нужным. Таким образом я проделываю каждый раз и на каждую ногу отдельные подъемы. Мало-помалу сокращаю промежутки шагом, дохожу до пяти, четырех, трех, двух шагов и наконец до одного. Этими упражнениями лошадь последовательно доходит до возможности менять ногу с места, то есть в момент остановки галопа. Но настоящую перемену ноги лошадь должна делать на полном ходу, без заминки и не задерживая хода галопа. Когда лошадь достигла такого развития на галопе, она готова для настоящей, в полном смысле, перемены ноги, она не удивится и требование всадника поймет. Лошадь идет направо. Поднимаю ее в галоп с левой ноги, то есть с наружной. Натягиваю сильнее левый повод и нажимаю сильнее правый шенкель, конечно не распуская помощников правой диагонали. Подойдя к углу, меняю левый повод на правый, меняю плавно, но очень быстро, без тени толчка и в их полной гармонии между собой. Быстроте перемены помощников в данном случае способствует то, что во все время домомента этой перемены я даю чувствовать лошади правый повод и левый шенкель в такой степени, чтобы в самый момент перемены мне пришлось бы только лишь мягко усилить их воздействие. Если правая диагональ помощников заранее подготовлена, то замена ее левой пройдет без толчка и не неожиданно для лошади. Редко случается, чтобы даже на первом приеме перемены ноги лошадь отказала, если она заранее приучена легко подниматься справа под воздействием правого повода и левого шенкеля. Кроме того, делать ей эту первую перемену ноги приходится в углу, поворачивая вправо, то есть при наиболее удобном для нее для этого положении. Если тем не менее лошадь ногу не переменила, то надо остановить ее, повести шагом, на шагу взять повод, дождаться, когда она успокоится, опять поднять в галоп слева и проделать снова все сказанное. В этом случае поднимать лошадь строго не следует, потому что, во-первых, лошадь может закинуть зад вправо, а во-вторых, можно так запугать ее, что, не понимая, в чем дело, она станет бояться самого приема перемены ноги и будет стараться всячески отнее отделываться.

Когда лошадь и при дальнейших попытках не меняет ногу, то, значит, она или еще недостаточно подготовлена, время еще не пришло, или воздействие повода и шенкеля последовало не тонко, без подготовки, неожиданно. Если лошадь не понимает требования, то от недоумения она бросится в сторону. Но опять повторяю, что при хорошей подготовке ничего подобного с лошадью не должно случиться. При всяком затруднении надо возвратиться к первоначальной подготовке, то есть к подъемам в галоп. Случается, что вследствие частого подъема в галоп, лишь только всадник переводит в шаг лошадь для подъема на другую ногу, держа подготовленными повод и шенкель, она, ощущаяэту подготовку, поднимется сама.

Никогда со мной не случалось, чтобы, когда я хорошо приготовил помощники, лошадь не переменила ногу.

Каковы бы и сколько бы ни было затруднений, но в конце концов за репризу лошади придется переменить ногу. Тотчаснадо ее погладить, слезть с нее и отправить в конюшню.

Следующий урок начать тем же порядком и продолжать приемы до тех пор, пока лошадь не переменит легко левую могу на правую. Затем, переменив руку, проделывать то же для перемены правой ноги на левую.

Не следует менять ногу на одном и том же месте манежа. Лошадь может приметить и, подходя к этому месту, станет менять ногу сама. Раз лошадь возьмет эту привычку, то трудно будет заставлять ее менять ногу по желанию всадника. (Ей удалось восторжествовать над волей всадника.) Не раз уже я говорил, как легко лошадь приобретает разные привычки. Во все время выездки надо постоянно следить за тем, чтобы не давать ей возможности остановиться на какомнибудь обстоятельстве как на точке опоры для привычки. Никогда не следует требовать от нее исполнения одного и того же упражнения в одном и том же месте и в той же последовательности. Большинство берейторов держатся обыкновенно обратного. Правда, что выездка становится легче, но это только так кажется, так как в этом случае лошадь подчиняется не воле ездока, а исполняет упражнение по сноровке, привыкнув к месту и последовательности в нем. Лошадь выдрессирована, но не выезжена.

Когда лошадьлегко меняетноги в углах, я приступаю к перемене ноги на прямой.

Перемены ноги нельзя делать во время любого из трех темпов маха, а надо ловить тот из них, на котором лошадь может сделать ее легче. Мы рассмотрели три темпа галопа, на каждом из которых лошадь оставляет след на земле, но существует еще четвертый, незаметный, так как он отбивается лошадью на воздухе. Происходит он в момент, когда правая передняя нога поднимается от земли, а левая задняя нога еще на землю не стала, то есть между третьим темпом маха и первым темпом следующего. Лошадь висит в воздухе, и в это-то мгновение она и может переменить ногу. Ногу лошадь переменит в это мгновение, но подготовить ударом шпоры саму перемену надо на втором темпе, когда диагональ стоит на земле. Боше не дает на этот предмет никакого указания. Большинство берейторов делают перемену ноги в момент упора, отчего происходит остановка, хотя и мгновенная, но которая тем не менее прерывает темп, а следовательно, и ровность галопа. Перемена ноги по моей методе дает возможность сохранить на галопе всю силу посыла и в момент самой перемены держать его в полном размере и прибавлять или уменьшать мах. Перемена ноги на четвертом темпе дает возможность перемену ноги обратить в самостоятельный аллюр. На этом аллюре я располагаю посылом в такой степени, что без ложной скромности готов с кемугодно держать пари на скорость.

(От издателей. Далее на с. 212 своей книги Филлис приводит письмо, адресованное им издателю газеты «Жиль-Блаз», в котором он по поводу полемики, возникшей между ним и бароном Дево по этому предмету, предлагает кому угодно вызов на состязание на этом аллюре. Выигравшим должен считаться тот, чья лошадь на этом состязании будет держаться вернее по прямой. Филлис просит барона Дево, который знаком с большинством известных и ценимых публикой наездников, уговорить какого-нибудь из них принять вызов. Заклад в десять тысяч франков должен поступить в пользу бедных. Письмо это редакция «Жиль-Блаз» отказалась напечатать, но оно появилось в газете «Echo de Paris». Вызова никто не принял.) Шпора усилит энергию раздачи правого скакательного сустава, от которой левое плечо так же энергичнее вынесется вперед. Вынесется левое плечо как раз в тот момент, когда лошадь находится в воздухе, то есть на четвертом, неуловимом темпе. Очевидно, левое плечо опередит правое. Левый скакательный сустав, который на третьем темпе стоит на воздухе, тоже уйдет вперед от правого, так как этот последний в описываемый момент должен под ударом шпоры увеличить усилие для раздачи, а следовательно, и задержаться. В данном случае третий темп потерял большую долю энергии своего посыла потому, что правый скакательный сустав под ударом шпоры должен был дать усиленный посыл, но этот усиленный посыл пропал даром для правой передней ноги, которая в этот момент была на весу, следовательно, не имела упора, весь посыл пошел на перемену ноги.

Очевидно, на долю третьего темпа энергии посыла осталось столько, чтобы только удержать лошадь в равновесии.

Теперь должно стать понятным выражение: перемена ноги в воздухе.

Все сказанное, но вобратном смысле относится к перемене ноги с правой на левую.

В этой главе мы разобрали перемену ноги настолько, насколько она применима в обыкновенной езде.

Комментарий специалиста

Работу по перемене ноги на галопе очень хорошо начинать через шаг, сокращая количество шагов до минимума, это помогает и всаднику отчетливо проводить воздействие руки, шенкеля и шлюсса. Проще начинать делать это упражнение на диагонали манежа, постоянно меняя направление движения. Когда количество шагов сведено до одного, остается поймать тот темп перехода галопа в шаг, когда лошадь как бы почти остановилась, и правильно переложить ее с одной ноги на другую. В результате вы получите менку ноги в воздухе, то, к чему мы и стремились. Следующим этапом полезно поработать менку на больших вольтах, сначала через шаг перейти в вольт, в противоположное направление. В результате вы получите ровную восьмерку с менкой ноги в точке соединения двух вольтов. Если по какой-либо причине поменять ногу на вольте вам не удалось, вы продолжаете движение на вольте до завершения очередного круга и снова повторяете менку ноги. Кроме этого, вы, во избежание закрепления рефлекса на менку ноги в этой точке, можете предложить лошади работу на контр галопе и одновременно отточить работу ноги и правильную реакцию на средства управления у лошади.

http://www.horse-club.ru ГЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА Предыдущая http://www.horse-club.ru Следующая